Буллинг или травля – это агрессивое преследование одного человека другим. Однако это понятие имеет более широкое значение. Давайте разбираться…
Раньше на буллинг меньше обращали внимания. Травля в детсадах, школах рассматривалась как часть нормального взросления ребенка. В конце 20 века ситуация стала меняться. Буллинг стали исследовать не только среди детей, но и среди взрослых.
Да, да, это не только детский термин. Например, буллинг в коллективе тоже имеет место быть. К примеру, в организациях это называется «моббинг», и на эту тему психологи уже вовсю проводят исследования. О мобиинге поговорим, когда дойдем до буквы «М».
Итак, буллинг – это преднамеренное повторяющееся агрессивное поведение при неравенстве власти и силы агрессора и жертвы. Буллиг может проявляться разными способами. Это и придумывание кличек, прозвищ, постоянные «дразнилки», пинки, удары, распускание слухов и сплетен, исключение из групп, сексуальные домогательства со стороны сверстников, ущерб имуществу, вещам, кибербуллинг (в сети).
Буллят как за вешнее несоответствие «мировоззрению агрессора», так и за выдающиеся способности, высокую успеваемость и т.д.
Как правило, с буллингом сталкивались все. «Нет, у меня ничего подобного не было», — возразите вы. А становились ли вы свидетелями травли, обзывали ли одноклассников, смеялись ли над шутками, обращенными друзьями в адрес кого-то при вас? Поздравляю, вы были одним из участников буллинга.
В ситуации травли есть три роли – жертва, агрессор и наблюдатель (свидетель). У последних – чуть ли не ключевая роль. Большинство наблюдателей, которые в ситуации буллинга отмолчались, испытывают впоследствии чувство вины. Чаще – неосознаваемое, но влияющее на многие сферы его жизни, поведение, психологическое здоровье. У них снижается эмпатия, появляется страх.
Многие наблюдатели / свидетели понимали в ситуации буллинга, что их вмешательство может прекратить травлю. Зачастую так и происходит. Когда агрессор не видит поддержки своих действий со стороны, когда кто-то из окружающих осуждает эти действия – его энтузиазм пропадает. Другими словами, одобрение действий агрессора или присоединение к травле – это как поглаживание по голове для «тирана». Сопротивление же или принятие стороны жертвы удерживает агрессора от дальнейших действий.
Практически все наблюдатели, свидетели говорят о жалости к жертве, но вмешиваться в буллинговый конфликт большинство не могут/ не хотят. Одной из таких причин является страх за свою безопасность, страх лишиться социального статуса в коллективе и страх впоследствии оказаться на месте «спасенной» жертвы буллинга. Несмотря на испытываемое чувство жалости к жертве, у наблюдателя часто возникает и желание присоединиться к агрессору.
Как я уже говорила, в какой бы роли не находится человек в ситуации буллинга, ему на голову, рано или поздно, свалятся последствия.
С жертвами — все понятно. Если она не найдет в себе силы выйти из треугольника Карпмана (об этом поговорим, когда дойдем до буквы «К», то ей придется несладко в социальном контексте. У нее (жертвы) возникают коммуникативные проблемы, падает самооценка, она боится публичных выступлений, не доверяет людям, может совершать попытки суицида, у нее возрастает тревожность, появляются депрессия, соматические реакции и когнитивные (познавательные) нарушения. Как правило, у жертвы закрепляется установка, что насилие – это норма жизни.
Последствия, рано или поздно, «накроют» и агрессора. У него возникает чувство вины (чаще — внешне неосознаваемое). Негативные эмоции со стороны молчаливого большинства наблюдателей агрессор также «считывает», что не может не влиять на его эмоциональное состояние. Иногда агрессоры, в дальнейшем, совершают преступления или становятся отвергнутыми: семьей, друзьями, близкими.
Жертвами буллинга чаще всего становятся люди с низкой самооценкой, имеющие мало друзей, с повышенной тревожностью и чувствительностью, с негативными убеждениями, страхами.
Агрессоры готовы применять насилие для того, чтобы самоутвердиться. Они демонстративны, имупльсивны, предпочитают не соблюдать правила, грубы и лишены сострадания к жертве. Если мы говорим о детях, то «тираны», чаще всего, агрессивны и по отношению к взрослым. Если мы говорим о взрослых, то агрессоры зачастую могут быть явными или скрытыми абьюзерами.
Агрессоры не всегда — лидеры в коллективе. Они также могут быть одиночками, общаться в узком кругу единомышленников. Для них важен высокий социальный статус среди сверстников или в коллективе. На подсознательном уровне они «считывают» чужие эмоции и манипулируют ими. Чем больше страх и тревожность у жертвы, тем в больший азарт входит агрессор.
Усугубить ситуацию буллинга может обозначение своего состояния агрессору, требование прекратить травлю, нытьё, уход из ситуации и такое поведение, при котором жертва делает вид, что для нее ничего сверхъестественного не происходит.
Вот поэтому я и сравнила буллинг с боулингом, где один кидает шар в кеглю (кегли, т.к. жертва может быть не одна), а остальные наблюдают и, либо поощряют, либо становятся молчаливыми свидетелями игры.
Разница между конфликтом и буллингом
В конфликте его участники контролируют свое поведение и, как правило, прекращают агрессию, когда понимают, что причиняют боль другому. В буллинге, чем сильнее чувство боли у жертвы, тем сильнее травля. Буллинг приносит агрессору удовлетворение, чувство власти и контроля.
Кибербуллинг
Одной из разновидностей буллинга является кибербуллинг – та же травля, только в интернете. Это может быть и хейтерство, и запугивание с целью получения все той же большей власти или усмирения «выскочек», которые отличаются от других.
Школьные опросы показали, что более половины детей сталкивались с кибербуллингом, но только 17% готовы обратиться за помощью к родителям и 3% — к учителям. Более 10% ситуаций кибербуллинга перерастало в реальные конфликты.
А вот вам — занимательный ролик на тему буллинга и противостояния агрессору (два варианта):
очень давно интересно