Как я съела Гришковца… вчера.. в Драмтеатре… И почему он до сих пор у меня не переварился
Попала я вчера на концерт Гришковца «случайно». Когда подруга предлагала составить ей компанию и приобрести билеты, я отказалась. Не люблю я платить деньги за зрелища. Не приучена как-то. Может, журналистское прошлое дает о себе знать, может, что еще… Ну, тем более, на Гришковца. Я никогда не питала к нему особых чувств. По рассказам очевидцев, он берет какую-либо тему и размышляет по этому поводу. Из этих мини-размышлений на заданную тему и состоит его спектакль. 2 часа непрерывно говорить…. нет, 2 часа непрерывно слушать, как кто-то размышляет о чем-то — не для меня! И ладно бы, тебе два часа непрерывно говорили вещи, которые что-то сделают с тобой, как-то повлияют на твое развитие.. А то — размышлять о том, что машинист поезда Владивосток — Москва никогда не доедет до Москвы…
Сразу предупреждаю, лестных отзывов о спектакле не будет, поэтому фанаты Гришковца, пожалуйста, закройте запись и почитайте что-нибудь другое. Скажу только одно, я не могу заявить, что он украл у меня время (размышлениям о времени он тоже уделил внимание). Скорее, я ему подарила эти два часа своего времени и не жалею (я ни о чем в жизни не жалею). Гришковец — очень умный, мудрый и эрудированный человек, за что ему респект и уважуха! И формат спектакля необычный! И декорации неприевшиеся! И стиль общения со зрителем попахивает новаторством! И сам он хорошо играет… С «играет», собственно, я и начну… А свои «фи» я опишу дальше. Итак, любители Гришковца, еще раз напоминаю, нажмите на крестик в правом верхнем углу, иначе я за себя не ручаюсь 🙂
В общем, начну с игры, раз уж я коснулась ее в предыдущем абзаце. Игра была! Именно, игра. Поначалу, у меня сложилось такое ощущение (а мои чувства меня никогда не обманывают), что Гришковец волновался. То ли он ожидал чего-то большего от наших зрителей… Принимали его с самого начала как-то скромно, можно сказать, с опаской. И неудивительно! Он чуть ли не в первом предложении заявил, что не потерпит мобильных телефонов. По этикету и впрямь, не положено отвлекать актера гаджетами. Потом он сравнил нас с Саратовым, мол, в Саратове все мобильники повыключали. Посмотрим, насколько вы хуже. Манипуляция шикарна! Возымела действие свое. Мои знакомые, которые были на спектакле, рассказывали, что боялись пошевелиться. Мобильники не то что на вибро поставили, вообще выключили. Гм… Встать посреди спектакля, в перерывах между сценами (актами/рассказами/размышлизмами) считалось дурным тоном. Гришковец сразу же «тыкал пальцем» в нашкодивших младенцев, коими являлись вставшие с места зрители, и прилюдно «ругал». Показывал, что ему не нравится, что его не слушают. И все это было очень наигранно. Сначала я списала это на начальные сцены, волнение. Но потом поняла, что вещи эти он рассказывает далеко не впервые, все приелось, поэтому на игре эмоций только и «выезжает».
Темы для размышлений — их великое множество. Не у Гришковца, а вообще. Сидела вчера после концерта в кофейне, пила кофе и размышляла, пока друзья обсуждали спектакль, размышлять на заданную тему может любой разумный человек (простите за тавтологию). Более умный, чем просто разумный — будет размышлять глубже, копать, доходить до сути, вытаскивать на поверхность факты, описывать инсайты… Что в этом интересного? И тут я поняла, почему я не получила удовольствия от Гришковца — мы делаем, по-моему, одно дело. Я всегда удивлялась, откуда на рудама.рф по 50 посетителей в день… Ежедневно… Уже второй год… Вчера поняла. Людям нравятся размышлизмы. Они хотят услышать то, что сами не могут сформулировать.
Например, что мы — не хозяева своему телу. Недели 2-3 назад мы встречались с очень хорошим моим другом. Разговаривали на ту же тему, что мы не управляем телом. Оно знает что ему делать и без наших указаний-приказаний. Мы гуляли, размышляли. Размышляли и о том, что мир вокруг нас живет вне зависимости от того, что мы про него думаем, нравится он нам или нет. Он существует и единственное, что он хочет, чтобы мы любовались им и замечали его. Вчера Гришковец размышлял на ту же тему. И хотелось кивать головой и говорить, хлопая в ладоши: «Гришковец, ты как никогда прав! Ты познал истину!»… Но я не хлопала, и на говорила, и не кивала. Я уже знала это.
И многие вещи, о которых говорил Гришковец, это всего лишь описание нашей жизни. Тот же новый год. Этот праздник у нас, из года в год, практически одинаковый. Мы не желаем разнообразить нашу жизнь, поэтому монолог Гришковца на тему смены лет, как нельзя пришелся кстати… для большинства зрителей в зале. А я сидела и думала: С точки зрения актуальности, сцена неприемлима для нынешнего времени года. До встречи 2015-го еще полгода. После встречи 2014-го — уже прошло полгода….
Да ну ладно, ходили бы на спектакль «середнячки» — люди, не умеющие думать, люди, которые не могут сформулировать свои мысли, которые не могут поразмышлять на заданную тему… А то ведь вчера, еще перед спектаклем, встретила, как минимум 10 (десять!) своих знакомых, которые отличаются умом — в хорошем смысле этого слова. В зале встретила еще, минимум десятерых. Я встретила преподавателей со своего любимого литфака!!! Вы-то что там забыли? Вы же сами меня учили выражать свои мысли, уметь философствовать не хуже Толстого! Куда вы пришли? Видимо, Гришковец в тренде!
На самом деле, я, наверное, ханжа. Или нет. Я не получаю удовольствие от того, от чего приходят в экстаз большинство людей. Вчера один мой знакомый перед спектаклем сказал: «Ты что! Я мечтаю сходить на Гришковца еще с института»! Наконец-то решился. Заплатил почти 3000 за билет и решился. И получил удовольствие! Сказал, что обязательно пойдет в следующий раз. И ведь в зале был почти аншлаг. Партер был полон. Бельэтаж — наполовину…
И я не хочу сказать, что я пишу также, или лучше, чем Гришковец… Я даже не хочу сказать, что я пишу то же самое, что Гришковец… Наверное, просто я вчера нашла в нем то, что есть во мне самой… что я не могу в себе принять… что мне не то, чтобы не нравится, просто не могу принять… И об этом захотелось поразмышлять… Поразмышлять об «Одновременно» — так назывался его моноспектакль. Поразмышлять о том, что он нерезюмировал важную мысль, не связав слова «время» и «одновременно», что навсегда бы отбило желание у «неверных» говорить одновремЕ’нно. Простите меня, ханжу с красным дипломом филологического факультета 🙂
Вчера я сидела в кофейне после спектакля и думала, что, наверное, не так плох Гришковец, коли я уже второй день думаю над его спектаклем, который мне не понравился. А то, что он мне не понравился — это означает одно: видимо, что-то Гришковец своими размышлизмами вытащил из меня на поверхность… что-то, над чем уже давно стоило мне поработать и поразмышлять самой, но как-то времени не было… В общем, съела Гришковца, одновременно прощаясь с бумагой.
p.s. стоит пересмотреть, хоть и очень не хочется, спектакли «Как я съел собаку» и «Прощание с бумагой».
p.p.s. Поразмышляю об этом завтра.
p.p.p.s. А это вам. Спектакль «Одновременно» — взят из открытых источников.