Вчера отмечали 15-летие со дня выпуска из универа. Если что, в дипломе у меня значится «Журналист с правом преподавания русского языка и литературы».
Студенческие годы для меня стали поистине самыми беззаботными. Учеба давалась почти легко…
На семинары я всегда брала первый вопрос. Но на одной паре что-то пошло не так. Преподаватель решил спрашивать по журналу.
Т.к. я, кроме первого вопроса, ничего не учила, сидела смирно всю пару и не высовывалась. Преподаватель вызвал меня отвечать на третий вопрос. А отвечать нужно было у доски. Максимум, что можно было с собой взять, это тетрадь с конспектами…
Благо, после того, как преподаватель меня вызвал, его кто-то отвлек, и я успела, каюсь, выдрать страницы из учебника и положить их в тетрадь…
Стою я у доски, читаю ответ на третий вопрос. Преподаватель чует неладное и просит отдать ему тетрадь. Отдаю.
Преподаватель меня отчитывает за то, что я выдрала страницы из книги… Но просит продолжать отвечать.
Я закрываю глаза. Благодаря моей фотографической памяти я тогда могла воспроизвести в точности все написанное на странице с закрытыми глазами. Несмотря на то, что я ответила на третий вопрос, преподаватель влепил мне «тройбан» в журнал… И с этих пор сильно не взлюбил, постоянно припоминая мне про выдранные страницы из книги. Мол, книга — это наше достояние, нельзя из нее листы вырывать, даже если она твоя личная…
В тот год я сдавала экзамены досрочно. Прихожу я к этому преподавателю. Тяну билет, и меня окутывает приятная дрожь. Я знаю наизусть ответы на оба вопроса! Первый — революционные газеты. Второй уже не помню.
Но с первым вопросом возникли сложности.. периодических изданий в период революции было больше сотни… Преподаватель заставил меня назвать ВСЕ выходившие газеты в то время!
Я назвала около семидесяти.
Преподаватель качал головой и говорил:
- Ой, как плохо подготовились… Даже на тройку еле тянете…
Я возмутилась. Спрашиваю:
- А как мне названия газет в период революции поможет в моей будущей карьере? Я поняла бы, если бы не осветила идеологию изданий той поры, но названия… из ста забыла тридцать…
Преподаватель возмутился и сказал, что я не достойна даже тройки. Несмотря на блестящий ответ на второй вопрос, отправил на пересдачу.
Пересдавала я ему три раза! Училась я «на стипендию», поэтому тройка меня ну никак не устраивала…
В третий раз мне реально повезло… Мне достался билет, который я ответила наизусть по лекциям этого препода. Он и хотел бы придраться, но было не к чему. Но «отлично» все равно не поставил. Ну да бог с ним… «Хор.» — тоже оценка))
Другого препода называли «мартышкой с гранатой». Непонятно, как он себя поведет. У всех старших курсов он выкидывал такие финты, что предугадать его поведение было нереально.
В этот раз я впервые в жизни решила не пойти в «первую пятерку». Готовилась всю ночь. Часов в пять утра уснула и специально проспала. Приехала на сдачу к обеду. Успела в последнюю пятерку. Препод отправлял отличников домой с «неудом» в зачетке.
Тут-то я морально и подготовилась к первому в своей жизни «тройбану», заготовив фразу «И на том спасибо».
Зашла я последней. Мне достался Герцен и Гончаров + любая монография по писателю из заданного периода.
Признаюсь честно, Герцена я начинала читать, но он вообще мне «не зашёл». Решила не мучить себя и ограничиться критикой.
Гончарова читала в школе. В университете из-за самодеятельности и подготовке к студвесне не перечитала…
И вот они, Герцен с Гончаровым вобнимку, стоят передо мной и , кажется ржут.. В голове — мысли об отчислении и работе на рынке…
Решила воспользоваться актерскими навыками и, отвечая на первый вопрос, размахивая руками громко произнесла:
- Герцен… Великий русский писатель! Мы не изучаем его в школе, но он оставил огромный след в отечественной литературе благодаря….
И тут Остапа понесло. Я, порой, даже сама верила в то, что я несу…
Преподаватель встал из-за стола и, как истинный профессор (а он реально был профессором) задумчиво начал бродить по комнате.
Я несла такую философскую пургу, что, казалось, Платон, Сократ и Аристотель в тот момерт синхронно переворачивались в гробу… Говорила долго, с присущей интонацией…
В какой-то момент преподаватель меня остановил и попросил перейти ко второму вопросу.
Гончаров… Кроме «Обломова», «Обрыва» и «Обыкновенной истории» я не знала других его произведений. Начала что-то лепетать про книги, названные на одну букву «О». Приплела какую-то символику.
Видя, что преподаватель недоволен моим анализом, решила продолжить в своем амплуа:
- Гончаров.. великий писатель… Написал всего три произведения.. зато каких!.. — размахивая руками говорила я.. и несла какую-то пургу про обличение ленности и т.д. и т.п.
Преподаватель опять встал из-за стола и начал бродить по комнате. В какой-то момент прервал мои размышления и попросил перейти к третьему вопросу — рассказ о монографии по периоду.
- Иван Гришаев. «Русская история подобна фонарю». История — это фонарь, который светит из прошлого в будущее. Русские классики не раз это доказывали в своих произведениях…
К слову сказать, память у меня хоть и фотографическая, но короткая. Я читала какие-то монографии. Но названий, а, тем более, о чем они, вспомнить никак не могу. Мой мозг и в студенческие годы ещё запоминал только то, что ему пригодится в жизни… Монографии, явно не входили в этот список.
Преподаватель перебил меня:
- Какой ещё Иван Гришаев? Я — профессор и изучил все книги по данному периоду. Нет такого ученого «Гришаев»!
Я поняла, что попалась. Но отступать было некуда. «Позади — Москва»!
- Это новая монография, выпущенная месяц назад издательством таким-то. Я очень увлеклась изучением данного периода в литературе и попросила друзей из Москвы прислать мне свежий экземпляр из издательства… Так вот…
И я продолжила нести какую-то умную чепуху, основанную на моих философских размышлениях про литературу того периода.
В какой-то момент преподаватель меня опять прервал и попросил зачётку.
Помятуя о том, что некоторым моим одногруппникам передо мной он уже влепил «неуд» в зачетке, я молилась хотя бы о тройке. Да, я понимала, что моя активная жизнь в универе может помочь мне избежать отчисления, но лишний раз ходить в деканат и просить о чем-то желания вообще не было!
Преподаватель что-то чирканул в зачетке, закрыл ее и небрежно бросил ее мне. Думаю, ну, все, «неуд»!..
Я взяла зачётку, не открывая ее. Вышла за дверь. Рядом стояли одногруппники, которые спрашивали:
- Ну, что? Как?
Я, уже понимая, что у меня в зачетке «неуд», открываю ее и вижу «отлично»!..
У меня потемнело в глазах и от неожиданности я чуть не потеряла сознание…
Вот так мартышка с гранатой!
Ну а остальные экзамены, в принципе, были справедливые… Жаловаться вообще не на что.
Больше всего меня радовали студвесны. Беззаботное время, когда ты, пропуская пары по уважительной причине, занималась тем, что тебе интересно… Ну, как интересно…
Я пела в народном хоре. Народные песни меня не особо вдохновляли. Но мне нравился наш коллектив — талантливые девчули, которые учили партии за два занятия, а остальное время ржали.
Несмотря не несерьёзное отношение к художественной самодеятельности, нам ставили неплохие баллы на студвесне…
Так вот и жили. Крутое время, в которое иногда хочется окунуться… Поэтому оставлю записи, которые всплыли в моей памяти после встречи выпускников, здесь.