Именно так я бы назвала постановку «Театра на обочине» по незаконченной пьесе Андрея Платонова, где я вчера имела честь присутствовать.
Имела честь — потому что я офигительно провела время, от души посмеялась и вынесла для себя что-то новое из спектакля (да простят меня режиссер и актеры театра, можно я буду называть вашу постановку «спектаклем», потому что для меня это была не импровизация, а — полноценное, выверенное и продуманное до мельчайших подробностей действо!?)
Мы приехали за полчаса до начала. Открыв дверь театра, попадаешь в какой-то особенный мир благодати. Я не хочу и не буду описывать это словами… Сложнее всего описывать чувства. В общем, просто поверьте мне на слово! А лучше — не верьте, а сходите на любой спектакль «Обочинцев» и проверьте… И напишите в комментариях к этой записи, как вам там? Напомню, я люблю, когда мне пишут «Ты не права» и аргументируют! (Аргументы обязательны! Именно поэтому у меня в блоге так мало комментариев)))!)
Мы прошли в гардероб, где нас встречала сама режиссер и художественный руководитель театра Марина Ливинская. Сама, Карл, лично встречала гостей!.. Не пряталась за кулисами, поправляя корону («они же режиссеры!» (С) ), а помогала повесить одежду, общалась со зрителем… Возможно, из-за этой душевности в театре и царит атмосфера какого-то единения, дружбы и благодати.
Затем мы прошли в зрительный зал. Я, как всегда, села в первом ряду… Театр отличается от кино, по моему субъективному мнению, именно тем, что создается эффект присутствия. Чем дальше я от сцены, тем больше постановка напоминает кинофильм. Впрочем, ладно, это мои театральные тараканы в голове попросили меня об этом написать тут.. Вернемся к «Ноеву ковчегу»…
Ах, да. Постановка, которую я вчера посетила, называется, на самом деле, «Ноев ковчег». Когда мы прошли в зрительный зал и сели, на сцене девушка расставляла цветы, потом собирала «паззлы» из камушков. (Простите за спойлер — потом этими камушками мы и будем голосовать за финал — ружье выстрелило!).
Затем эта девушка, после начала спектакля, была представлена зрителям как одна из главных героинь пьесы — Ева.
Сюжет таков: американы нашли остатки Ноева ковчега близ русской границы на горе Арарат. Пока страны делят святыню, в мире тут и там взрываются бомбы (а виноват в этом кто?.. Вернее, какая страна? Правильно… Не Советский Союз! И не Россия!)
К ковчегу прибывают представители разных стран. В героях угадываются и Дональд, и Ангела, и британская Елизавета (обойдемся без фамилий, да? Вы же у меня не глупые люди!)… Ну, Черчилль — не угадывается… — Он прямо как из гроба восстал! Блестящая игра Екатерины Анохиной прямо-таки заставила меня поверить, что передо мной стоит сам Уинстон!
Не менее блестяще были сыграны роли и Старухи Европы, и королевы Англии, и конгрессмена, и… Впрочем тут должен быть список всех действующих лиц.
В общем, собрались все эти люди, а там еще много всех понаехало, включая католических пап и японских православных священников, и тут голос «за кадром» нам сообщает, что от бесконечных взрывов бомб в земле произошел разрыв и… начинается потоп. Все присутствующие на конгрессе хотят спастись сами и спасти свою страну, народ (но это не точно). В силу вступают подлость и коварство.
Пьеса была написана в середине 20 века, но до сих пор не теряет своей актуальности. То, к чему Платонов в своем 50-ом году еще только готовился, что предчувствовал, мы можем наблюдать сейчас, просто включив телевизор. Но делать я этого не рекомендую. Лучше читайте Рудаму или riapo.ru!
Так вот… Сталин лично отвечает на просьбу Евы и ее новой подруги — кинозвезды — спасти их, и высылает корабль, рассчитанный на 100 человек. Конгрессмен предлагает взять, конечно же, Еву, а потом посреди океана выбросить ее за борт. Радист недоумевает, напоминая, что Сталин прислал корабль спасения не для него, а для девушек…
В конце-концов, пьеса останавливается. Все… конечная станция… приехали… Останавливается на патриотичном для меня моменте — русские всех спасут! Но Платонов же не дописал произведение. Зрителям предложили самим выбрать финал — либо всех утопить (за этот вариант нужно было проголосовать черным камушком), либо всех спасти (положить в шляпу белый камушек).
Оптимистов и добрых людей в зале оказалось больше — 30 против 25. Я сама голосовала за спасение. Русские же должны всех спасти! Голосовали и актеры, и режиссер. У «Театра на обочине» было заготовлено два финала. По словам Марины Ливинской, «убийственный» финал — более ярок, но раз мы такие добрые, то и насладились ванилью. А мне того и надо было!
После спектакля зрителям предложили обсудить пьесу и постановку. Мнения разнились: кто-то был в восторге, а кому-то наоборот: не хватило драмы, сюжетных линий… Итог один: равнодушных не было. А это, на мой взгляд, уже может говорить об успехе постановки!
Как бы то ни было, мне очень понравилось! Если честно, я не люблю ходить в театр, где читают с листа. Но здесь я вообще не замечала листов бумаги у актеров. До такой степени пьеса была хорошо поставлена, актеры играли блестяще, что эти мелочи просто отошли на второй план.
Вывод: я очень надеюсь, что «Ноев ковчег» внесут в репертуар «Театра на обочине». Хочу сходить еще раз и перед началом спектакля проведу агитацию среди зрителей с призывом голосовать черными камнями. Приду с плакатом! Уж больно интересно мне, какой пессимистичный прогноз придумали «Обочинцы».
Рекомендую ли я спектакль? Однозначно да! Из советов — приходите пораньше (за полчаса) и занимайте место в первом ряду!
P.S. планирую пойти 10 октября на «Корабль дураков». Присоединяйтесь.